Этот дневник составил Евгений Перминов (за что ему большущее спасибо), и повествование здесь ведется от его лица. Я же кое-где вставил свои замечания, которые в тексте выделяются вот именно таким шрифтом. Ну и фотки еще. А зовут меня Дмитрий Левичев (по тексту – Димон). Если понравились фотки – пишите в Стаю, могу выслать необработанные :)
Онежский полуостров – это довольно приличный по размерам кусок суши на южном берегу Белого моря между Пертоминском с востока и поселком Верхнеозерский с юга. «Сушей» полуостров можно назвать с большой натяжкой, т.к. большую его площадь занимают болота. Проезжих (автомобильных) дорог совсем мало, а точнее всего одна от Северодвинска до Онеги с небольшими ответвлениями до поселка Уна с восточной части и Лямца в южной части. Местные жители пользуются еще лесными дорогами в зимнее время (зимники), т.к. летом эти дороги сильно заболочены и даже не всякая тяжелая колесная техника сможет там проехать. Авиа перелеты не часты. Не везде есть ровная сухая площадка для посадки АНТ-2. Часто используется гужевой вид транспорта, а то и просто верхом на лошади. Т.к. полуостров омывается со всех трех сторон морем, то нередко, а иногда и единственным способом сообщения между селами становятся моторные лодки и небольшие баржи-паромы. Развито также мотоциклетное сообщение по отливной полосе и существуют даже целые мотодорожки в лесах – узкие тропки, пересекаемые ручьями и речушками, вполне пригодные для нормального движения по ним на велосипедах.
Так вот собственно с точки зрения велосипедного движения по тамошним местам и была предпринята попытка объехать по берегу вокруг полуострова от Архангельска до Онеги(города) и вернуться обратно в Архангельск (было несколько вариантов в т.ч. по ж/д, трассе, и т.д.).
Началось все, как обычно, с попытки приобрести законным путем подробную карту тех мест. Как всегда, наши картографические фабрики предлагали весьма скудные карты. Архангельская область представлена в виде 10-тикилометровки. Отдельные листы в масштабе 1см-1км были только на начало пути от Архангельска до Пертоминска и на завершающую часть от Покровского до Онеги. Собственно сам полуостров подробно представлен не был. Успокаивало лишь то, что движение предполагалось в основном вдоль берега и по берегу моря, а значит, сбиться с пути вряд ли было возможно. Тем более что опыт лазания по разным лесам и регионам был довольно большой. Настораживало только обилие впадающих в море рек и речушек, которые надо было форсировать. На мосты в таких местах надежды не было. Километраж был заложен небольшой (так дома казалось), но довольно напряженный для ежедневного движения без отдыха днем - 40-70км в день по полуострову и чуть более 100км в день по трассе. В голове все время виделись Карельские дороги и места, хотя было чувство, что где-то должен быть подвох! Маршрут строился аж с осени. Времени выделялось на это всего две недели в начале июля. Из опыта Карелии – в июле теплее. Казалось, что продумано все.
Участники как-то сами собой определились. Часто катаемся вместе и возможности друг друга знаем. Собрались окончательно в составе 3-х человек. Было еще несколько желающих, но по разным причинам впоследствии не поехали (и напрасно).
С билетами из Москвы до Архангельска проблем не было (видимо, мало желающих отдыхать на южном берегу Белого моря) и стоили они дешевле, чем, например, в Петрозаводск (в Карелию – около 600 рэ, в Архангельск – 250 рэ), хотя расстояние намного больше – 1220 км. Сублиматы прикупили в Москве, и часть привезли из Петрозаводска (очень понравились тамошние борщи и рассольники в сушеном виде, правда Питерского производства, а у нас в продаже не нашли). Собственно продуктов было почти на две недели нормального питания. А именно:
Была еще надежда на местные магазины, которые были обозначены у разных людей побывавших в тех местах. Из снаряжения были небольшие 40-литровые рюкзаки с обычным раскладом вещей. Добавлены неопреновые водолазные носки толщиной 3 мм, противомоскитный костюм или сетка. Рем. комплект для велосипеда состоял в основном из заплаток и пары камер. Набор ключей. Поездка намечалась по равнинной местности, и много запчастей тащить не хотелось. Рюкзаки и так прилично весили без железок. Предпоездочной лихорадки не было, хотя до последнего дня бродили по магазинам в поисках чего-нибудь полезного, но легкого. Неожиданно количество участников мероприятия сократилось до двух человек. ДМТ сломал ногу. И это за неделю до отъезда! Пришлось с этим смириться. Опять, как и в осеннюю поездку вокруг Онежского озера, их осталось двое.
Отъезд из Москвы был обычным. В районе полудня встретились на вокзале. Проводники насчет провоза велосипедов не возражали, хотя намекнули, что надо их разобрать путем снятия двух колес. Оно конечно можно, но на верхнюю полку удобнее забрасывать с задним колесом. Наши доводы их не убедили. Колеса сняли. Места были сразу за купе проводника. Загрузились быстро. Соседи не возмущались, а даже проявляли некий интерес. Отставной пожилой военный с внуком суворовцем отправлялись на родину в Архангельск отдыхать. Военные люди к суровым будням привыкшие - свисающие педали над головой и мешок с пивом под столом их не напрягал. Поезд тронулся. В пути должны были находиться около суток. Разговаривали о том, о сем, за жысть, об армии, ценах, разных способах отдыха, ну и так далее, чем обычно занимаются соседи по койкам в вагонах. Пожилой военный был человеком серьезным, внука содержал в строгости, но спорт уважал и охотно рассказывал об особенностях Архангельского края. Поезд довольно шустро катил с небольшими редкими остановками. Последняя остановка перед сном была в Данилове. Запомнилось обилие теток с петрушкой и укропом по 5 рублей за огромный веник. Но в засушенном виде не было, а в натуральном нам не надо.